- ДУХОВНОСТЬ
- – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была впервые поставлена в описательной или «понимающей» психологии конца ХIХ – начала ХХ в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Общим для современных подходов исследования Д. является признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Д. является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне Д. на смену иерархии личных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей приходит ориентация на общечеловеческие духовные ценности. Духовные ценности мотивируют «свободу для», а их неиерархические взаимоотношения создают возможность свободного выбора между ними. Т. о., Д. выступает предпосылкой личностной свободы и ответственности. Неразвитость Д. у людей – основная глубинная причина подавляющего большинства социальных и внутриличностных конфликтов. Человек, обладающий Д., не способен генерировать и развивать деструктивные конфликты. Дефицит Д. не только провоцирует многие конфликты, но и таит в себе угрозу самому существованию цивилизации.
* * *
– достижение человеком (в психологии и акмеологии – личностью) высшего уровня развития, предполагающего преобладание духовных потребностей, присвоение духовных ценностей, т. е. идеального, ценностного плана и уровня жизни, дающей не только способность преодоления трудностей, но и способность возвышать и усиливать сущность других людей отношением, своим примером, своей жизнью. Д. связана с мудростью, способностью с позиций человечности отнестись к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно.Д. – индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта двух фундаментальных – познания и жить, действовать «для других». Д. – компонент акме личности.
* * *
- термин, употребляемый в гуманитарных областях знания. Д. - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Складывается обычно в результате влияния материальной и духовной культуры.
* * *
индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субьекта двух фундаментальных – познания и жить, действовать "для других".
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.